Парта в духе Альп (февраль 2004)
Елена Ходаковская, Наталья Гинзбург
"Домовой" № 2 за 2004
Швейцария - это смешение языков и культур. Поэтому образование в этой стране есть нечто большее, чем собственно образование. Даже самая недолгая учёба в Швейцарии даёт бесценный опыт погружения и в языки, и в традиции, и в способы мышления самых разных представителей Западной Европы. Тем бесценный, что такого рода опыт в некоторых жизненных обстоятельствах может оказаться для человека чуть ли не важнее знания таблицы умножения.
В каждой стране принята именно та система образования, которая отвечает её собственным нуждам. Это, конечно, не означает, что ребёнок, окончивший школу в Америке или в Англии, начинает во всём придерживаться проамериканских или пробританских взглядов. Но доля истины в таком развитии сюжета присутствует. Дети, усвоившие знания и некие ценности в какой-либо из зарубежных стран, возвращаясь домой, порой сталкиваются с проблемами: они приучены к самостоятельности в определённой системе координат, а реализовывать эту свою самостоятельность вынуждены среди соотечественников, воспитанных на иных принципах.
С одной стороны, эта проблема легко снимается, если ребёнок не только учится за рубежом, но и намерен в будущем строить карьеру либо за границей, либо в филиале иностранной фирмы. А с другой стороны, подобное противоречие может и вовсе не возникнуть - если, как советуют специалисты, дать своему бесценному и ненаглядному возможность поучиться в школах нескольких стран. Или послать его на обучение в Швейцарию.
В этой стране иностранным ученикам помогают сформировать предельно гибкое отношение к ценностям, отличающимся от их собственных. По той простой причине, что сама Швейцария - воплощённая гибкость и дипломатичность по отношению к остальному миру. А любая из её школ не что иное, как Швейцария в миниатюре. К слову, именно поэтому сюда, например, можно отправлять ребёнка с буквально зачаточным уровнем английского, французского, немецкого или итальянского. И он не будет чувствовать себя последним из учеников из-за насмешек сверстников или невнимания учителей. Здесь в традициях не насмешки, а, как уже сказано, гибкость. А кроме того, для таких детей предусмотрены сбалансированные, учитывающие индивидуальные способности учебные планы, которые позволяют им в короткие сроки восполнить любые пробелы.
Мир комфорта и спорта. Положительные стороны швейцарского образования
Другая особенность учёбы в Швейцарии - это соответствие внешнего блеска внутреннему содержанию. Например, за великолепными фасадами английских школ зачастую скрываются очень скромные, почти аскетические бытовые условия. А Швейцария - страна комфорта.
Высокое качество жизни и удобства, сопутствующие учебному процессу, обычно приятно поражают детей, приезжающих сюда на учёбу. Они проживают в 1-2-местных комнатах, питаются разнообразно и вкусно, что выгодно отличает европейское континентальное образование в целом от британского. Во всех пансионах у детей есть возможность предпочесть традиционной вегетарианскую кухню. Не редкость, когда удовлетворяются гастрономические пристрастия учеников, связанные с их конфессиональной принадлежностью, - по крайней мере, то что касается мусульманской и кошерной кухни. Все частные школы Швейцарии расположены на собственных огромных территориях, в живописных местах и, как правило, "с видом на озеро" или поблизости от такового. В конечном счёте они больше напоминают санатории или элитарные детские оздоровительные центры, нежели стандартные школы в нашем понимании.
Учёба на свежем воздухе
Это сходство усиливается тем, что здесь принято уделять особое внимание занятиям на свежем воздухе. В обычаях швейцарской школы проводить уроки на природе. Плюс к тому воспитанники ходят в походы и регулярно путешествуют, причём не только по стране, но и за её пределами - по Австрии, Германии, Франции, Италии. И уж тем более много занимаются спортом. Весьма распространена ситуация, когда катание на горных лыжах включено в обязательную программу для учеников всех возрастов. Но горными лыжами выбор не исчерпывается. На уроках физкультуры дети имеют возможность кататься на коньках и велосипедах, плавать в бассейне, получать навыки хождения под парусом, заниматься скалолазанием, теннисом, футболом, волейболом, регби и другими видами спорта.
Считается, что в Швейцарии хорошо преподают иностранные языки, финансы, этикет и математику. Кстати, по уровню преподавания математики долгое время европейским лидером считалась Германия. Но в последние годы Швейцария её оттеснила с первой позиции. А что до языков - каждый питомец швейцарской школы за время обучения обычно овладевает минимум двумя иностранными языками. Более того, практически все частные швейцарские школы считают за благо уделять повышенное внимание изучению иностранных языков не только в течение учебного года, но и в период летних каникул, организуя международные летние языковые курсы.
Физическое и духовное развитие
Но на самом деле сильная сторона швейцарской модели образования не в наличии списка предметов, которым там учат лучше, чем в других местах. А в том, что для этой модели главное - гармоничное развитие личности ребёнка.
В Швейцарии до сих пор, невзирая на поразившую Европу моду на узкопрофессиональное, прагматичное образование, почитают заветы просветителя Иоганна Песталоцци, утверждавшего, что обучение - "священный процесс, в который должны быть вовлечены голова, душа и руки человека". Поэтому в школах горной страны детей стараются вскармливать качественной пищей - как для ума, так и для тела и души.
Здесь широко представлено всё, что необходимо для физического совершенствования, - спорт, путешествия, экскурсии и горные экспедиции. Но и для духовного развития тоже существует огромный выбор занятий: музыка, изобразительное искусство, лепка, шитьё, театр, дизайн, etc. И все эти дисциплины иностранные ученики имеют возможность изучать столь же глубоко, как и общеобразовательные предметы.
Мир разнообразных программ. Швейцарские частные школы
Большая часть из примерно 250 частных школ Швейцарии расположена во французской части страны. В немецкой части их в два раза меньше, а в итальянской - почти в двадцать раз. Но оснащение школ, где бы они ни располагались, в общем-то одинаковое. Все они владеют собственными современными лабораториями, огромными библиотеками, лингафонными кабинетами, компьютерными центрами, бассейнами и спорткомплексами.
А вот атмосфера той или иной школы зависит от того, в какой части страны она размещена. Во французских и итальянских обычно царят более демократические порядки, чем в немецких, где существует особенный акцент на дисциплину и порядок. И, к слову, русские дети в основном предпочитают учиться именно во французской части Швейцарии. По причине, наверное, понятной.
Впрочем, вот что стоит иметь в виду: демократическая атмосфера может проявляться лишь в том, что школа уделяет больше внимания активному отдыху своих питомцев или допускает отсутствие единых требований к их экипировке. Но она не означает каких-то поблажек в учёбе. В любом здешнем колледже или пансионате приходится учиться, что называется, всерьёз.
Учебные программы, принятые в школах страны, очень различаются по наполнению и организации (имеется в виду последовательность изучения предметов). Самыми сложными для иностранных учеников обычно считаются швейцарская федеральная программа Matura и немецкая программа Abitur.
Существует пять типов Matura (A-E). Каждый из них подразумевает прежде всего определённую специализацию, и уже в рамках этой специализации обучение по 13-15 обязательным предметам, трём языкам и дополнительным дисциплинам, которые ученик выбирает сам. Он должен определиться к 13-14 годам, по какому из вариантов Matura будет готовиться к выпускным экзаменам и, соответственно, к поступлению в университет: обладателей Matura принимают в университеты Швейцарии без экзаменов.
Немецкая Abitur отличается от швейцарской Matura лишь тем, что ребёнок должен выбрать, в какой области ему хотелось бы специализироваться ещё раньше, в 11-12 лет. И типов этой программы не пять, а три: гуманитарные науки, общественные науки и технический цикл.
Французская программа Baccalaureat, по мнению специалистов, ничуть не менее насыщенная и сложная. Но почему-то она пользуется несравнимо большей популярностью у иностранных учеников, чем две предыдущие. Baccalaureat делится на два цикла. Первый (длится с 11 до 16 лет) завершается сдачей экзаменов и получением аттестата о среднем образовании - Diplome National du Brevet. Второй этап занимает следующие три года и приводит к получению диплома бакалавра, который позволяет поступать в высшее учебное заведение.
А школьники, отдавшие предпочтение программе итальянской средней школы Maturita, изучают общие предметы до 14 лет, потом переходят в так называемую "старшую среднюю школу" (Scuola Secondaria Superiore), затем выбирают одну из четырёх специализаций и далее усиленно готовятся в университет.
Ещё одно швейцарское изобретение в области образования - универсальная предуниверситетская программа International Baccalaureate (IB). Рассчитана она на два года. Считается одной из самых эффективных и сбалансированных, а кроме того, и самых трудных программ школьного образования. По этой программе сегодня можно учиться (помимо Швейцарии) более чем в 100 странах мира, где существуют школы, выдающие диплом IB. В том числе и в нашей стране. Но вот парадокс: в государственных швейцарских школах программа IB широкого распространения не получила, уступив программе Matura. В частных же пансионах, во многом ориентированных на иностранных учеников, она заняла достойное место среди вышеперечисленных программ, список которых можно дополнить британской и американской (High School) программами, которые, несмотря на различия, временами объединены в единую англо-американскую секцию.
Обе англоязычные программы заслуживают особенно пристального внимания. Во-первых, потому, что присутствуют во многих международных школах Швейцарии. Во-вторых, из-за того, что именно на эти отделения стремятся поступить иностранные студенты, и дети из России в том числе. Причина очевидна: лучшие университеты Великобритании и США занимают ведущие позиции в рейтингах вузов. Поступление туда предполагает получение "англоязычного" аттестата о среднем образовании. Играет роль и тот факт, что российские дети, в большей или меньшей степени, знакомы именно с английским языком. В то же время многие ученики (и швейцарцы, и иностранцы, в том числе и россияне) зачастую выбирают именно неанглоязычные программы. За подобным предпочтением обычно стоит решение продолжить обучение в одном из университетов континентальной Европы, где образование для иностранцев или практически бесплатно (Германия, Швеция), или относительно дёшево (Франция, Швейцария).
И наконец: все вышеупомянутые особенности обучения в швейцарских частных учреждениях - а международные школы там исключительно частные - дополняются тем, что ребёнок успевает во время академического года помимо обучения ещё и качественно отдохнуть, укрепить здоровье, расширить кругозор и познакомиться со сверстниками из разных стран. И эти знакомства могут для него оказаться очень полезными в будущем.
Единственное "но". Образование и учёба в Швейцарии - недешёвое удовольствие. В среднем цена учебного года достигает 50 тысяч долларов, а иногда и 60 тысяч. Сумма немалая, заставляющая задуматься о том, чего ради вкладывается она в зарубежное образование, - по прихоти, ради престижа или в качестве инвестиций в будущее ребёнка. Вопрос открытый и не предполагающий гарантированных ответов. Уверенным можно быть только в одном: знания и навыки невозможно промотать, они всегда будут служить человеку и выручать его в сложных ситуациях, которые предвидеть невозможно.
- Итоги экзаменов A-level и GCSE за 2024 год (август 2024)
- Король Великобритании становится попечителем Ассоциации выпускников школы Гордонстоун (май 2024)
- Пять частных школ Австралии за год тратят на модернизацию столько же, сколько три тысячи государственных школ (май 2024)
- Результаты экзаменов А-level в Англии за 2022 год в инфографике (август 2022)
- На три месяца в Шотландию: пробный триместр в Gordonstoun School (декабрь 2021)
- Образование в условиях ковида. Опыт зарубежных школ и университетов (ноябрь 2021)
- Caterham School: «Ковид научил верить в себя больше, чем прежде» (октябрь 2021)
- Brighton College: «Будущее за интерактивным обучением» (октябрь 2021)
- QE: «Школы научились принимать неординарные решения в сложных ситуациях» (октябрь 2021)
- Sevenoaks School: «Школы открылись, но беспокойство осталось» (октябрь 2021)
- Оценки с натяжкой: бонусная уступка ученикам британских школ на экзаменах-2022 (октябрь 2021)
- Зарубежные школы в эпоху пандемии: как поступать, куда поступить (март 2021)
- «Выдающиеся» британские школы лишены привилегии (ноябрь 2020)
- Итоги учебного года 2020 в Великобритании: рейтингов не будет, оценки оспорены (август 2020)
- A-level-2020: британские школы добиваются пересмотра оценок (август 2020)
- Как уменьшить сегодняшние риски при обучении за рубежом? (сентябрь 2019)
- Обучение в Британии: как попасть в школу-пансион на пробный триместр (август 2019)
- Лорд Бейкер: 10 ошибок в нашей образовательной системе (ноябрь 2018)
- Влиятельный тори Лорд Бейкер критикует A-levels (ноябрь 2018)
- От школьных будней в Gordonstoun до бала Trinity May (ноябрь 2018)
- Письмо директора школы Rugby к родителям учеников (август 2018)
- Частные школы отговаривают учеников от университетов (август 2017)
- Высшая оценка на экзаменах GCSE будет ставиться реже (август 2017)
- Зачем ученику сильной школы допобразование? (август 2017)
- Выбрать школу – как собрать пазл (январь 2017)
- Школы в Великобритании: чуть выше среднего? (декабрь 2016)
- Как не ошибиться с выбором школы? (сентябрь 2016)
- Британские выпускники–2016 в зеркале статистики (август 2016)
- Школа выбора (август 2016)
- Можно ли ориентироваться на рейтинг школ? (май 2016)
- Как выбрать подходящую школу для своего ребёнка (ноябрь 2015)
- Новые британские частные школы: как стать лучшими (ноябрь 2015)
- Эволюция британских школ-пансионов (октябрь 2015)
- Как топовые частные школы тратят свои деньги? (июль 2015)
- Новые особенности образования за рубежом (сентябрь 2015)
- Обучение в России vs обучение за рубежом: мнения компетентных экспертов (2014-2022)
- Результаты GCSE вызовут шок у школ, пытающихся манипулировать рейтингом (август 2014)
- Насколько важны оценки GCSE при поступлении в университет? (август 2014)
- Ответы заместителя директора британской школы-пансиона Caterham (июнь 2014)
- Интервью директора по маркетингу школы-пансиона Oundle School (июнь 2014)
- Интервью директора старших классов Dulwich College ИТАР-ТАСС (июнь 2014)
- Интервью директора старших классов Dulwich College (май 2014)
- Malvern St James - как стать лучшими (апрель 2014)
- Учат жить! (сентябрь 2013)
- Перепроверка, пересдача или просто поразмыслить? (август 2013)
- Используй шанс: найди курс и университет, которые тебе подходят (август 2013)
- Студенты выбирают всё более сложные предметы в погоне за местом в университете (август 2013)
- Три “B” - провал экзаменов “A-level”? & Дислексия - не помеха для Кембриджа (август 2013)
- Британские выпускники в зеркале статистики (август 2013)
- Экзаменационная реформа (апрель 2013)
- GCSE позади. Что дальше? (август 2011)
- Языковые барьеры и начало конца инфляции оценок (август 2011)
- Английская премьер-лига (апрель 2011)
- Классика образования (март 2011)
- Верная дорога (октябрь 2010)
- Лучшие частные школы мира: Швейцария (октябрь 2009)
- Путешествие по школам с правым рулём (2009)
- Рейтинги британских школ: прошлое, настоящее, будущее (январь 2009)
- Европейское образование (2008)
- Эссе о воспитании (май 2008)
- Любовь к спорту со школьной скамьи (октябрь 2007)
- Готовность № 1 (октябрь 2007)
- На взлётной полосе (май 2007)
- Краткий обзор британских и швейцарских школ-пансионов (октябрь 2006)
- Британский дух как кредо (март 2006)
- Где немыслима насмешка (февраль 2006)
- Школа, которая гордится своими выпускниками (декабрь 2005)
- К решению учиться за рубежом надо подходить с большой ответственностью (ноябрь 2005)
- Среднее образование в Великобритании: особенности и преимущества (октябрь 2005)
- Рынок зарубежных образовательных услуг: динамика развития и перспективы (октябрь 2005)
- Среднее заграничное (сентябрь 2005)
- Кузница джентльменов и леди (сентябрь 2005)
- GCSE теряет способность выявлять таланты (сентябрь 2005)
- Британский Cтиль (май 2005)
- It’s more than you think (март 2005)
- Лучшие школы (февраль-март 2005)
- Правильный выбор школы - главная составляющая успеха (2005)
- Путёвка в другую жизнь (сентябрь 2004)
- Британия без сантиментов (март 2004)
- Парта в духе Альп (февраль 2004)
- За вид на Альпы придётся доплатить (январь 2004)
- Ступень. Степень (октябрь 2003)
- Краткий путеводитель по школам и колледжам Британии (июнь-октябрь 2003)
- Как найти в Великобритании самую лучшую школу (май 2002)
- Объявлен джентльменский набор (2001-2002)
- Альтернатива с вековыми устоями (октябрь 2000)
- О девочках мы как-то не думали (май 2000)
- Как не стать дилетантом (апрель 2000)
- День красного носа (1999)
- Чисто английское образование (октябрь 1998)
- Инвестиции в будущее (март 1998)
- Учёба в Англии (1997-2000)
- Англия – райские яблоки просвещения (1996)
- За крепостными стенами. Зимний Оксфорд (1995)
- Инкубаторы британской элиты (1994)
- Учёба в Англии. Почём фунт лиха